Кротовка — Сургут (Серные Воды II)

В 1896 году по инициативе известного инженера и писателя Николая Георгиевича Гарина-Михайловского началось строительство узкоколейной однопутной железной дороги «Кротовка — Сургут (Сергиевск)». Но правление Самаро-Златоустовской железной дороги категорически отказалось признать «облегчённые условия» в отношении вспомогательных служб, ранее утверждённые в Петербурге всеми инстанциями (предполагалось отказаться от сложного и дорогого станционного штата; не строить на переездах сторожевые будки, ограничившись предупредительными надписями «берегись поезда», упростить конструкцию мостов). Результатом было вынужденное возвращение на вновь построенной узкоколейной дороге к общепринятым эксплуатационным нормам ширококолейных дорог. Это вызвало громадный перерасход в 240 тысяч рублей против первоначальной сметы и удлинение строительства на целый год. В Министерстве путей сообщения Михайловскому прямо говорили, что он «провалил дело»…

Узкоколейная железная дорога была введена в эксплуатацию 16 августа 1887 года. Протяжённость составляла 86 километров. Ширина колеи составляла 1000 мм. На момент постройки линия насчитывала всего несколько станций – «Тимашево», «Александрово», разъезд «Сарбай», «Кабаново», «Серные Воды» и «Сергиевск». Основным грузом на узкоколейной железной дороге была сельскохозяйственная продукция. Имелось пассажирское сообщение.

Согласно некоторым источникам, конечный пункт узкоколейной железной дороги назывался «Сергиевск». Согласно расписаниям движения поездов из «Официальных указателей железнодорожных, пароходных и других пассажирских сообщений», конечная станция называлась «Сургут». Населённый пункт Сургут находится вблизи населённого пункта Сергиевск.

По информации от Павла Пилецкого, станция «Сургут» — это нынешняя станция «Серные Воды II» (конечный пункт железнодорожной линии широкой колеи). Спустя некоторое время в нескольких километрах южнее была построена станция «Серные Воды» (ныне «Серные Воды I»).

Сначала узкоколейная железная дорога предназначалась для развивающихся заводов Среднего Поволжья. Но главную известность эти места получили благодаря богатым месторождениям серы и знаменитым минеральным ключам. В селе Сергиевск, расположенном вблизи конечного пункта, на момент открытия узкоколейной железной дороги действовал курорт «Сергиевские минеральные воды». Поэтому пассажирские перевозки были востребованы, среди пассажиров было немало представителей зажиточных слоёв общества.

В связи с постройкой узкоколейки, на станции «Кротовка» было построено депо, подъездной путь к нему и три коротких приемно-отправочных станционных пути на длину 10-15 вагонов в 2-х-осном исчислении. Всё это именовалось «Сергиевским парком». Также был построен сергиевский пакгауз, вагонные весы подъемной силы в 25,5, а позже в 100 тонн. С этого времени станция «Кротовка» стала именоваться «Узловой».

По узкоколейной железной дороге ходили специальные узкоколейные паровозы и вагоны, например пассажирский поезд, состоял всего из трёх спецвагонов.

Тяговый подвижной состав узкоколейной железной дороги в первые годы её работы был представлен пятью танк-паровозами серии Дб, имевшими осевую формулу 1-3-1. Паровозы были построены заводом Болдуин (Baldwin) в 1896 году. Четыре из пяти паровозов имели нефтяное отопление, один паровоз отапливался дровами. В 1901 году Коломенский завод построил для узкоколейной железной дороги «Кротовка — Сергиевск» 6 паровозов (заводское обозначение — «тип 72», серия Дк). Паровозы имели осевую формулу 0-4-0, отапливались нефтью.

Позднее начали строить ширококолейную дорогу, вначале до станции Тимашево, чтобы обеспечить доставку сырья и отправку готовой продукции с Тимашевского сахарного завода. Этим была значительно облегчена работа узла. Далее ширококолейную дорогу строили до станции «Сургут».

Возможная дата ликвидации узкоколейной железной дороги — 1922 год. Взамен была построена железнодорожная линия широкой колеи (возможно, она строилась непосредственно по трассе узкоколейной железной дороги). Конечным пунктом стала станция «Серные Воды II», расположенная в посёлке Сургут, в 4 километрах севернее прежнего конечного пункта — станции «Сергиевск» («Серные Воды I»). По другим данным, железная дорога в Сургуте появилась во времена существования узкой колеи.

Железнодорожная ветка «Кротовка – Серные Воды» тупиковая, неэлектрифицированная, на деревянных шпалах. Но зато на ней 39 мостов. Самый протяжённый из них – 168 м, самый короткий – 6,7 м. На ветке никаких светофоров и указателей. Ориентироваться следует  по солнцу – движемся на северо-восток.

Линия «Кротовка – Серные Воды» пересекает автомобильные дороги: «Самара – Бугуруслан», «Урал» – Муханово», «Кинель-Черкассы – Александровка – Хилково», «Кинель-Черкассы – Кабановка – Богородское», «Урал» – Калиновка – Карабаевка», федеральную трассу М5 «Урал»; и реки: Большой Кинель, Сарбай, Заводская и др. Вдоль ветки «Кротовка – Серные Воды» расположены населённые пункты: Кротовка, Тимашево, Нижнегорский, Садгород, Новая Михайловка, Кабановка, Калиновка, Суходол, Сургут.

Несколько километров ветка тянется вдоль лесополосы. Деревья нависают над дорогой, образуя тоннель из листвы. Кажется, что колея упирается в стену леса, но при приближении оказывается, что это кривая малого радиуса, и дорога почти под прямым углом забирает вправо. Необычное ощущение, но таков профиль пути. Вскоре дорога  берёт небольшой уклон, появляется просвет в лесопосадках, и нам открывается вид на холмы. Слева – поля, пересечённые оврагами, справа – отроги Сургутских гор. Дорога петляет среди пологих холмов, как заячья тропа. И вскоре понимаешь, с какими трудностями пришлось столкнуться строителям узкоколейки. Уклоны и кривые, и, конечно, – мосты через овраги, речушки и ручейки.

В 1996 году на участке «Кротовка» — «Серные Воды II» было прекращено пассажирское сообщение. Станционные постройки закрыты для пассажиров, однако, в них кипит жизнь.

В настоящее время, железнодорожная линия, несмотря на запрет движения, действует, здесь есть регулярные грузовые и почтовые перевозки. На станции «Серные Воды-2» ежедневно формируется 2 поезда, по одному утром и вечером. Грузооборот станции «Серные Воды-1» составляет 210 тыс. тонн, а станции «Серные Воды-2», — 115 тыс. тонн.

Ветка интересна для музея истории дороги. Это готовый экспонат под открытым небом. Здесь есть жезловая сигнализация, дореволюционные станционные постройки, старинные мостовые сооружения. Наибольшую архитектурную ценность представляет собой здание вокзала на станции «Серные Воды-2», 1896 года постройки, выполненное в виде сказочного терема (для привлечения зажиточных отдыхающих). Несмотря на то, что мосты были перестроены, преимущественно в 1920-е годы, старинные опоры стоят и по сей день. Железнодорожный мост близ станции «Тимашево» также является местной достопримечательностью. Это место встреч влюблённых, молодёжи и выпускников.

Оставьте комментарий